Новости

00:00

Учителя выживают как могут

 В основу нацпроекта"Образование" положена концепция точечного финансирования отрасли. Этозначит, что много денег получат только лучшие учителя, школы и вузы. Непопавшим в их число 99% учителей остается, чтобы прожить, торговать на рынке.

В понедельник в Госдуме прошли парламентские слушания по первым итогам выполнения национального проекта "Образование". В течение трех часов проблему рассматривали со всех сторон: государственной (министерской), политической (депутатской) и практической (представители образовательного сообщества и регионов). "Надо, чтобы каждый увидел свой чемодан - кому что нести",- задал тон обсуждения глава думской фракции "Единая Россия", негласно курирующей в нижней палате парламента сферу образования, Олег Морозов. Чемодан оказался без ручки: о том, чем на самом деле стал для отечественного образованияо дноименный нацпроект, участники слушаний так и не договорились.

По словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, "главной задачей нацпроекта точно не являлась раздача денег".

На самом деле, по словам министра, "он должен был снять некоторые системные психологические барьеры и мотивировать инновации в сфере образования". И по обеим линиям нацпроект выполняется успешно, заверил он.

Во-первых, участвуя в конкурсах, сотни вузов и тысячи школ едва ли не впервые составили инновационные программы собственного развития, и"очень приличные". (Да и добровольная, проведенная в обмен на гранты самомодернизация гораздо эффективнее административного реформирования, справедливо полагают в министерстве.)
Во-вторых, Минобрнауки радует, что "через нацпроект образование стало общественным делом - в отборе победителей конкурсов впервые приняли участие не одни чиновники, а сотни общественных организаций" и поучаствовали более 200 тыс. человек.
Да и раздача грантов идет быстрее, чем было запланировано. В частности,отметил министр, с опережением графиков началось награждение самых инновационных вузов (20%) и школ (10%).

Более того, раздача поощрительных призов продолжится.
Ко Дню учителя (начало октября 2006 года) получат гранты 10 тыс.лучших учителей, а также (до конца года) - 5 350 представителейталантливой молодежи, пообещал он.
В скором времени поощрять рублем станут не только отдельные физ- или юрлица, но целые регионы. По словам Фурсенко, сейчас прорабатываетсявопрос о господдержке целых регионов, снискавших славу передовиков модернизации образования. На эти цели, сообщил министр, из госказны выделены значительные средства: только за несколько последних лет бюджет образования увеличился в 7 раз и превысил в 2006 году 35 млрд руб.

Тем не менее большинство участников образовательного процесса этих миллиардов так и не почувствуют.

Прежде всего, как подчеркнула глава думского комитета по делам женщин, семьи и молодежи Екатерина Лахова, из нацпроекта, а значит, ииз дополнительного финансирования полностью выпали работники детских садов и яслей, преподаватели кружков и спортивных секций, школьные библиотекари. Здесь сохранилась самая низкая оплата труда в сфере образования, и люди не идут на эти должности. Результаты уже сказываются: количество детских дошкольных учреждений сократилось настолько, что в оставшиеся, особенно в крупных городах, выстраиваются громадные очереди. Школьные библиотеки тоже исчезают или превращаются лишь в пункты выдачи школьных учебников.

Между тем, по последним данным, по уровню начитанности российские школьники 7-8-х классов опустились на 33-е место из 40 развитых стран мира, сообщила Лахова.

Да и учителя, формально получившие прибавку к жалованию, сильно отстают в росте зарплат от своих вечных конкурентов -врачей, напомнил глава профильной комиссии Общественной палаты, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Средняя зарплата врача после всех прибавок дошла сейчас до $500, в товремя как учитель получает вдвое меньше. Не удивительно, что лучшиеспециалисты в образование не идут, а его качество падает, и особенно заметно - в математике, русском языке и в истории, отметил он. "Для того чтобы выровнять положение, средств, предусмотренных нацпроектом"Образование", недостаточно",- подчеркнул Кузьминов.

Чтобы решить эту проблему, надо увеличить зарплаты всем учителям, а этого-то нацпроект, нацеленный на "точечное" финансирование образованияи не предусматривает. Как подчеркивают его оппоненты, против грантов как таковых никто не возражает. Однако ориентироваться только на них в условиях, когда бюджет покрывает лишь 40% потребности образования,нельзя.

По выбранном модели гранты получат лишь 2% вузов и меньше 1% учителей.

"В таких условиях гранты закрепляют неравенство прав на образование, а оно, по мнению международных экспертов, и так подошло в  России к опасной черте",- отметил первый зампред думского комитета пообразованию Олег Смолин.

Отказывая в финансировании образования, власти ссылаются на отсутствие денег, а только потери стабфонда за счет инфляции в 2005году превысили весь образовательный бюджет страны, подчеркнул на слушаниях депутат Госдумы Сергей Глотов.

Учителя же тем временем выживают как могут.

Нижегородские, например, продают на рынке колготки, а иногда, пословам учителя с 26-летним стажем и одновременно депутата местногозаконодательного собрания Валентины Аристовой, и наркотики.

Марина Лемуткина
Газета.ру

© iris50461

Создать бесплатный сайт с uCoz